Любое техническое оборудование должно проходить обязательное техобслуживание. В противном случае рано или поздно придется раскошелиться на капитальный ремонт техники. Токарные станки – не исключение. Диагностика проблем, ремонт и восстановление точности комплектующих токарных станков – это одна из услуг, которую предлагает наша компания.

Надо заметить, что чаще всего поломки, неисправности и проблемы с функционированием агрегата берут начало от неправильного использования станка и некорректного за ним ухода. Поэтому обязательно читайте инструкцию перед эксплуатацией особенно если у вас на руках б/у техника (если при этом бывший владелец не снабдил вас такой информацией, поищите инструкцию на сайте производителя).

Также детали оборудования со временем изнашиваются. В этом случае необходимо произвести восстановительные работы для деталей, либо же заменить их. Возникает потребность обратиться в специализированную мастерскую.

Сбои в работе станка. Причины

Рассмотрим некоторые симптомы неисправностей.

Ремонт токарных станков в Санкт Петербурге
Ремонт токарных станков в Санкт Петербурге

1. Станок не запускается.

Возможные причины:

  • Плохо закрыт кожух коробки передач или дверь шкафа.
  • Нет сети.
  • Недостаточно смазки.
  • Проблемы с приводным ремнем.

Решение:

  • Посмотреть, плотно ли закрыт кожух коробки передач и дверь шкафа.
  • Проверить наличие напряжения.
  • Добавить смазки.
  • Посмотреть приводной ремень на износ.

2. Электродвигатель самопроизвольно отключается.

Возможные причины:

  • Скорее всего происходит перегрузка двигателя. Срабатывает тепловое реле, которое сберегает оборудование от избыточного перенапряжения.

Решение:

  • Сбавить скорость подачи или резания.

3. Проскальзывание при попытке переключения блока шестерен и скоростей.

Возможные причины:

  • Износ вилок включения шестерен, подшипников, дистанционных колец.
  • Блок остается в холостой позиции.

Решение:

  • Замена или восстановление деталей.
  • Перезапуск мотора.

4. Токарный станок некорректно режет материал.

Возможные причины:

  • Неправильное положение режущего инструмента или его патрона.
  • Износ резца.
  • Некорректная фиксация задней бабки или ее смещение.
  • Сдвиг оси вала и ходового винта.

Решение:

  • Проинспектировать положение резца, он должен находиться в центре. Если дело в патроне режущего инструмента, нужно подтянуть его ремни.
  • Если все в порядке, проверить его остроту. При необходимости заточить или заменить.
  • Осмотреть винты задней бабки, при необходимости затянуть.
  • Откалибровать ось посредством шабрения с помощью накладок.

5. Прерывистое движение резцедержателя.

Причины:

  • Выход из строя подшипников скольжения и шеек приводной вал-шестерни.

Решение:

  • Шлифовка шейки вала-шестерни и замена подшипников.

6. Вибрация станка.

Причины:

  • Материал расположен не по центру, что вызывает разбалансировку и нарушает равновесие токарного станка.
  • Слишком высокая скорость передачи.
  • Износ стыка направляющих суппорта.

Решение:

  • Зафиксировать материал по центру.
  • Подобрать иной режим резки.
  • Отремонтировать суппорт (заменить подшипники).

7. Не работает охлаждающий насос.

Причины:

  • Недостаточное количество охлаждающей жидкости.
  • Перегорание предохранителей.

Решение:

  • Добавить охлаждающую жидкость.
  • Поменять предохранители.

8. Слишком малая струя смазки, либо нет совсем.

Причины:

  • Не откалиброван винт упора рычага насоса.
  • Загрязнен фильтр.
  • Пружина плунжерного насоса не работоспособна.
  • Забит клапан насоса.

Решение:

  • Исправить положение плунжера.
  • Промыть фильтр.
  • Заменить пружину.
  • Аккуратно промыть клапан.

Детали, чаще всего требующие обновления и замены

Как видно из вышеперечисленного списка, изношенные комплектующие часто выступают виновниками проблем в работе токарного станка. Ниже вы можете ознакомиться со списком лидеров среди деталей по частоте замены или обновления, а также тактикой их починки.

Подшипники шпиндельной группы

  Если при диагностике обнаружилась необходимость в их замене, лучше с ней не тянуть. В противном случае подшипники могут полностью разрушиться, и произойдет клин ротора. Это выведет из строя весь станок.

На первый взгляд заменить подшипники проще некуда. Однако в этой задаче есть этапы, требующие идеальной точности. Крайне важно досконально соблюсти несколько шагов:

  1. Снять подшипники, не поцарапав поверхность вала шпинделя.
  2. Запрессовать подшипники на посадочные места, избегая перекосов.
  3. Корректно сбалансировать вал.
  4. Как можно более точно отрегулировать натяг подшипников.

Если при выполнении одной из этих операций совершить ошибку, биение шпинделя возрастет, вследствие чего подшипники будут получать повышенную нагрузку. Это приведет к уменьшению точности обработки поверхности материала фрезой и более быстрому износу подшипников, а также повредит посадочным местам на валу шпинделя (до полного износа шеек вала).

Кроме этого подшипники следует устанавливать именно в том положении, которое требует конструкция шпинделя. Иначе из-за некорректной нагрузки на ось шпиндель будет работать неправильно, что выльется в поломку всего механизма.

Каретка суппорта и ее направляющие

  Ремонт каретки суппорта обычно начинается с восстановления точности без учета износа нижних направляющих, неразрывно связанных с направляющими основания. Затем восстанавливается перпендикулярное положение самой каретки относительно коробки передач. Для этой работы используют уровень. Также важно проверить, расположены ли продольные направляющие параллельно оси поперечной подачи.

Сами направляющие восстанавливают следующими способами:

  1. Шлифование.
  2. Строгание.
  3. Фрезерование.
  4. Закалка.
  5. Протягивание.
  6. В некоторых случаях применяют акрилопласт или компенсационные накладки.

При выборе методов исправления недостатков немаловажную роль играют степень износа направляющих и их прочность, а также техническое оборудование ремонтной мастерской.

Ходовой вал и винт

  В ходе капитального ремонта часто приходится совмещать оси ходового вала и винта, а также фартука и коробки подач.

Этапы:

  1. Размещаем и закрепляем на основании коробку подачи.
  2. На середину основания помещаем каретку и фиксируем ее заднюю прижимную планку.
  3. Устанавливаем фартук и соединяем его с кареткой.
  4. Двигаем каретку по направлению к коробке подач до соприкосновения торцов оправы. Вооружившись щупом с линейкой, измеряем просвет.
  5. С помощью шабрения и накладок реконструируем соосность отверстий ходового винта и ходового вала.

Чаще всего именно с вышеупомянутыми комплектующими связано большинство ошибок в функционировании токарного станка. Но это не значит, что остальные детали не требуют ухода и внимания.

Типы ремонтных работ

В зависимости от выявленных неисправностей выбирается определенный вариант ремонта:

1. Малые ремонтный работы. При малом ремонте станок:

  • Частично разбирают.
  • Заменяют гайки, подшипники, крепежные детали, вышедшие из строя.
  • Шлифуют шестерни и ходовые винты.
  • Настраивают охлаждающий насос.
  • Проверяют систему смазки.
  • Проводят общие работы по регулировке.
  • Диагностируют на более серьезные неисправности.

2. Средние ремонтные работы. При среднем ремонте оказывают следующие услуги:

  • Полная разборка узловых конструкций.
  • Восстановление, либо замена всех неработоспособных деталей.
  • Фрезерование, строгание, шлифование изношенных направляющих.
  • Диагностика станка на шум, точность обработки, нагрев.

3. Капитальные ремонтные работы. При капитальном ремонте:

  • Полностью разбирают станок.
  • Исправляют, заменяют и модернизируют все изношенные узлы и комплектующие, достигая первоначальных параметров точности, жесткости и мощности механизма.
  • Регулируют все составляющие станка.
  • Проводят тщательную диагностику работы агрегата.

Надо ли констатировать факт, что последний вид услуг является самым затратным по времени и финансам. Чтобы не оказаться в ситуации, когда вашему токарному станку поможет только капитальный ремонт, следует вовремя проводить регулярное техобслуживание. Вдобавок предпочтительно не пытаться поводить починку своими руками, чтобы не повредить дорогое оборудование. Гораздо логичнее и вернее доверить эту работу специалистам.